2023

Формы взаимодействия с родителями

Технологические карты

Формы взаимодействия с родителями

(технологические карты)

1.                 Посещение семьи.

Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке.

Цель первого посещения семьи – выяснить общие условия семейного воспитания, обследование условий проживания ребенка.

Повторные посещения планируются по мере необходимости.

В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах и т.д.

Посещение приносит пользу родителям и педагогу: родители получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, имеют возможность в привычной для себя обстановке задать волнующие их вопросы относительно воспитания своего ребёнка, а педагогу позволяет познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме, традициями и нравами семьи.

Организуя домашний визит, необходимо, соблюдать следующие условия:

1. быть тактичным при посещении семьи;

2. не начинать разговор в семье о недостатках ребенка;

3. не задавать много вопросов родителям о воспитании детей;

Документы – лист посещения.

 

2.Групповые собрания родителей.

Это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы).

Рекомендуется проводить 3-4 собрания в год

продолжительностью 1,5 ч.

При подготовке к родительскому собранию следует придерживаться следующих правил:

1. собрание должно быть целенаправленным;

2. отвечать запросам и интересам родителей;

3. иметь четко обозначенный практический характер;

4. проводиться в форме диалога;

5. на собрании не стоит придавать гласности неудачи детей, просчеты родителей в воспитании.

Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей.

Традиционно она включает в себя:

· сообщение. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.);

· видеозарисовки, презентации, показывающие будни, жизнь детей в детском саду;

· выставки, конкурсы;

· памятки, буклеты по теме собрания.

Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3—5 дней. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети. При подготовке к собранию можно провести анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.

Документы – пригласительные, анкеты, протокол родительского собрания, лист регистрации, памятки, буклеты.

 

3.Дни открытых дверей.

«Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов.

Подготовку к дню открытых дверей можно начать с изготовления объявлений и рекламных буклетов, которые будут содержать сведения о месте и времени проведения предстоящего события.

Программа дня открытых дверей может включать:

· встреча и регистрация участников;

· вступительное слово представителя администрации ДОУ;

· демонстрация мультимедийной презентации о дошкольном учреждении и педагогическом коллективе;

· экскурсию по помещениям детского сада. Для организации экскурсии необходимо составить маршрут проведения экскурсии и определить ответственных сотрудников (можно показать кухню, медицинский кабинет, спортивный и музыкальный залы, группу; такую экскурсию проводят как представитель администрации ДОУ, так и воспитатель);

· проведение активной пятиминутки «Здоровье — это здорово!» в спортивном зале;

· организация круглого стола в кабинете психолога;

· творческий сюрприз от детей для родителей - мини-концерт воспитанников ДОУ в музыкальном зале.

· посещения педагогических мероприятий. День открытых дверей в ДОУ представляет собой обычный рабочий процесс, за исключением того, что каждый родитель может стать наблюдателем или даже непосредственным участником педагогической деятельности;

· заполнение «Анкеты родителей»;

· заключительное слово администрации ДОУ.

С целью безопасности и исключения проникновения на территорию дошкольного учреждения посторонних лиц важно предварительно составить список участников. В частности, можно подготовить именные пригласительные талоны.

Документы – пригласительные, лист регистрации, программа «Дня открытых дверей», анкета родителей.

 

4.Педагогические беседы с родителями.

Преимущество такой формы работы с родителями состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми, как в группе, так и дома, педагоги намечают конкретные пути совместного взаимодействия с ребенком. Это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей.

Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя, и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника

Кроме того, беседы должны отвечать определенным требованиям:

1. быть конкретными и содержательными;

2. давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания детей;

3. пробуждать интерес к педагогическим проблемам;

4. повышать чувство ответственности за воспитание детей.

Как правило, беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ребенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании. Далее можно тактично остановиться на проблемах воспитания ребенка, которые, на взгляд воспитателя, еще необходимо доработать. Например: «Вместе с тем, хотелось бы обратить внимание на воспитание трудолюбия, самостоятельности, закаливание ребенка и др.». Дать конкретные советы.

 

5. Круглый стол.

«Круглый стол» - современная форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются. Мероприятие проходит в неформальной обстановке, высказаться можно тогда, когда хочется. Роль ведущего в проведении «круглого стола» заключается в том, чтобы, находясь в нейтральной позиции по отношению к участникам, продвигать развитие дискуссии, давать возможность каждому изложить свою позицию.

Следует обратить внимание на следующее:

· время проведения «круглого стола» не должно превышать двух часов;

· количество участников не должно быть очень большим;

· следует предусмотреть, чтобы в распоряжении участников дискуссии были необходимые канцелярские принадлежности, общение было удобным, выступающие имели возможность наглядно продемонстрировать различный материал;

· время выступления и порядок необходимо обговорить с участниками заранее;

· ведущему необходимо быть очень внимательным, чтобы дать высказаться всем участникам и соблюсти регламент;

· вопросы, предлагаемые для обсуждения, должны быть заранее подготовлены и известны участникам.

Этапы проведения, их задачи и время реализации:

1)                 знакомство участников.

Задача: определения правил и регламента круглого стола. Время 5 минут

2)                 работа в малых группах с рабочими карточками.

Задача: сформировать единое мнение в группе по предложенным вопросам. Время 15-20 минут

3) обмен мнениями в форме двурядного круглого стола.

Задача: возможность участникам представить свое мнение и опыт по теме и взять на заметку мнения других участников. Время 30-40 минут.

4) Практическое задание. Составление общей схемы по теме круглого стола.

Задача: определение практических путей работы над темой. Время 5 -10 минут

5) Подведение итогов.

Задача: рефлексия участников. (Ведущий. Какие выводы вы сделали для себя?) Время 5 минут.

 

6. Праздники, досуги.

Праздники, проводимые в детском саду, вызывают положительные эмоции у всех их участников: детей, родителей и воспитателей.

Для того, чтобы такой праздник прошел согласно замыслу сценариста, к нему необходимо тщательно подготовиться.

Инструкция:

1. Найдите сценарий праздника. Сценарий должен соответствовать не только тематике праздника, но и возрасту участвующих в нем детей.

2. Заранее подготовьте все декорации. Привлеките детей к изготовлению тех из них, которые они в силах изготовить.

3. Если праздник предполагает активное участие в нем детей, заблаговременно проведите нужное количество репетиций. Особенно это важно в том случае, если детям предстоит играть на музыкальных инструментах. Не должны подкачать на празднике и взрослые, которым необходимо также тщательно выучить свою часть сценария.

4. За день до праздника заранее разместите в помещении, где он будет проводиться, все необходимое. Если при этом будет работать какое-либо оборудование, заранее настройте его и убедитесь, что оно функционирует так, как должно. Особое внимание уделите безопасности. Полностью исключите возможность прикосновения детей к оголенным проводам, спотыкания их о кабели, прикосновения к острым или разогретым предметам (например, светильникам), и т.п.

5 Все оборудование включите до входа детей в зал. Пусть к тому моменту, когда они туда войдут, в нем будут уже гореть прожектора и звучать музыка. Также в зале в обязательном порядке должны присутствовать медицинские работники, на случай, если та или иная травма кем-либо все же будет получена.

 

7.Педагогическая гостиная.

Педагогическая гостиная — специально организованная форма взаимодействия воспитателей ДОУ, узких специалистов ДОУ (логопед, психолог, медсестра), родителей и воспитанников.

Посещение педагогических гостиных позволяет родителям по–новому взаимодействовать с детьми, учитывая консультации, оказываемые педагогами.

Основная цель проведения педагогических гостиных состоит в том, чтобы развивать индивидуальность ребенка с помощью родителей, при их активном участии.

Подготовка к организации педагогической гостиной начинается с определения темы, например:

• «Знаешь ли ты своего ребенка?»

• «Наш друг-книга»

• «Играют дети — играем вместе»

• «Наша дружная семья»

• «Охрана жизни и здоровья ребенка»

Этапы:

1. Приветствие, коммуникативная игра.

2. Постановка проблемы

3. Теоретическая часть.

Выступают узкие специалисты, родители могут получить и индивидуальную консультацию по интересующим их вопросам. Затем выступают воспитатели.

4. Практическая часть. Поиск путей решения проблемы

5. Рефлексия. Для приглашения родителей можно изготовить пригласительные билеты, в которых анонсируется данное мероприятие.

 

8.Устный педагогический журнал.

Журнал состоит из 3—6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 мин. Общая продолжительность составляет не более 40 минут.

Непродолжительность во времени имеет немаловажное значение, поскольку часто родители бывают ограничены во времени в силу различных объективных и субъективных причин.

Поэтому важно, чтобы достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, представлял значительный интерес для родителей.

Для выступления можно приглашать узких специалистов, библиотекарей, учителей и пр. Каждая страница журнала — это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения.

Примерные темы устных журналов, предлагаемые педагогами:

· «У порога школы»,

· «Роль книги в семейном воспитании»,

· «Влияние природы на духовное развитие ребенка» и другие.

 

9.Родительские конференции.

Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания.

Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления.

На конференции может выступить специалист. Его выступление дается "для затравки", чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию.

Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей", "Приобщение детей к национальной культуре", "Роль семьи в воспитании ребенка").

К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п.

Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

 

10.Семейные клубы.

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку.

Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

 

10. Кейс – стадии.

Кейс- технология - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у участников новых качеств и умений.

Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Родители могут проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.

Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Кейс- технологии позволяют взаимодействовать всем участникам образовательного процесса, включая самого педагога.

Этапы работы с кейсом:

1. Этап введения в кейс

2. Анализ ситуации

3. Этап презентации

4. Этап общей дискуссии

5. Этап подведения итогов.

 

11.Педагогический брифинг.

Брифинг (от англ. brief — краткий, недолгий) — аналог пресс-конференции, отличающийся от нее тем, что обычно посвящен одному вопросу, новости, событию, и длится не более получаса. Брифинг представляет собой короткое оперативное мероприятие, в ходе которого выступающий сообщает новость, излагает свое отношение и обозначает свою позицию по тому или иному вопросу.

Брифинг обычно оперативно организуется в случае чрезвычайного происшествия, чтобы объяснить его причину, возможные ошибки, искажения фактов и преувеличения. Брифинг также самый удобный формат для сообщения важной информации, рассчитанной на получение эффекта неожиданности.

Сообщения выступающих на брифинге носят односторонний, оповещательный характер, иллюстрируются конкретными фактами. Если брифинг устраивают в тех случаях, когда необходимо проинформировать родителей по значимому вопросу, организаторы могут ограничиться только сообщением, не вступая в диалог с представителями прессы. Иногда брифинг может быть полностью посвящен ответам на блиц-вопросы родителей, так как презентационная часть в нем отсутствует.

 

12. Клубы для родителей.

Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания.

Участники – педагоги, родители, дети.

Цель Родительских клубов - повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, улучшение качества детско-родительского взаимодействия. Привлечение их к сотрудничеству с коллективом нашего учреждения в плане единых подходов воспитания ребенка. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно.

Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную ин формацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов

Правила поведения родителей на заседаниях Родительских клубов, которые необходимо сообщались родителям перед занятием в отсутствии детей:

· на протяжении всего занятия выступать в разных ролях – партнёр, помощник;

· контролировать поведение своего ребёнка без угроз и сравнений с другими детьми;

· принимать ребёнка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков;

· быть естественными, открытыми, раскрепощёнными.

 

13. Семинар-практикум.

Семинар - практикум - форма организации, в которой часть участников временно объединяется в группы для решения задач за ограниченное, заранее заданное время, по истечении которого группы отчитываются либо всем участникам, либо участникам - контролерам. Целью данного мероприятия является просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения дошкольников;

На такой встрече могут выступать не только воспитатели, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты.

Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Заранее определяется тема встречи и ведущий, им может быть, как воспитатель, так и родители или приглашенные специалисты. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят высказать свое мнение, могут обыгрываться небольшие ситуации.

Далее с родителями проводятся мини-тренинги.

 

14. Мастер-класс.

Встреча, подготовленная в форме мастер-класса, предполагает, что воспитатели, родители или приглашенные специалисты детского сада могут провести маленький урок, т.е. поделиться опытом по воспитанию и развитию детей, продемонстрируют свои достижения в той или иной области.

Предварительно воспитатель определяет тему встречи, учитывая запросы родителей. Затем можно дать тему нескольким родителям, которые смогут объяснить или продемонстрировать на практике, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться и т.д. В конце встречи подводиться итог.

На такой встрече участники дают друг другу практические советы, показывают ролевую сценку, демонстрируют практические навыки (например, воспитатель может показать родителям, как изготовить дидактическое пособие своими руками, как играть в ту или иную игру) и т.д

 

15. Ток-шоу.

Встреча, организованная в такой форме, подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей На «Ток-шоу» могут выступать родители, воспитатели, можно пригласить специалистов.

Например, тема встречи «Домашние питомцы - плюсы и минусы», участники встречи произвольно делятся на две подгруппы, одна из которых отстаивает мнение о том, что если в доме есть домашние питомцы, то это - хорошо, а другая - мнение что, если в доме есть домашние питомцы, то это - плохо.

Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Все позиции совместно обсуждаются. В конце встречи участникам каждой команды предлагается перейти в другую команду, если они изменили свою точку зрения, или остаться в своей команде. Также можно провести голосование с целью определения, какая же точка зрения победила.

 

16. Тренинг.

Тре́нинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков, и социальных установок.

Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

Активной формой работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, является родительский тренинг.

В нем должны участвовать оба родителя. Для результативности тренинг должен включать в себя 5-8 занятий. Как правило, он проводится психологом, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

Тренинговые задания могут быть такими:

·                    «Детские гримасы»,

·                    «Любимая игрушка»,

·                    «Мой сказочный образ»,

·                    «Воспоминания детства» и др.

Также родительские тренинги могут готовиться в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. На один вопрос отвечают две семьи, у которых могут быть разные мнения. Эксперты определяют, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к истине.

 

17. «Игровое моделирование».

Эта форма заключается в ролевом проигрывании проблемных ситуаций семейного воспитания, игровом взаимодействии родителей и детей в различной детской деятельности, моделировании способов родительского поведения, обмене опытом семейного воспитания и др.

Положительной стороной подобных форм является то, что они способствуют установлению неформальных контактов с родителями, исключают навязывание готовой точки зрения, нацеливают на поиск собственного выхода из сложившейся ситуации.

 

18. Дни добрых дел.

Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе.

Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями.

В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.д.

 

19. Квест.

Квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком.

Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

Квест позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности; включает у участников соревновательные механизмы, что создает условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий и достижения результата.

Участники – родители, дети, педагоги.

Задания могут быть самые разные по своему содержанию и наполнению: творческие, активные, интеллектуальные и т.п. Особенно значимо, что квесты могут проходить как в закрытом пространстве (группа, помещение детского сада), так и на улице, на природе (участок детского сада, город, парк и т.д.), охватывая все окружающее пространство.

 

20. Игровой сеанс.

Игровой сеанс включает в себя организованную игровую деятельность при активном участии родителей.

Педагоги демонстрируют взрослым образцы развивающих игр и упражнений, с помощью которых формируются новые игровые навыки и способы взаимодействия с игрушками, а также совершенствуются уже имеющиеся.

Посредством игровых сеансов стимулируется развитие совместной деятельности детей раннего возраста со взрослыми и сверстниками, происходит поддержка игровой и исследовательской активности детей раннего возраста.

Структура игрового сеанса содержит:

1. ритуал приветствия

2. организационный сбор перед началом совместной деятельности взрослых и детей; знакомство с новым персонажем;

3. взаимодействие в игре с персонажем;

4. творческая продуктивная деятельность (лепка, рисование или аппликация);

5. подвижная игра;

6. игры с музыкальными инструментами;

7. ритуал прощания – прощание с педагогами и персонажем.

 

21. Воркшоп.

Буквально слово "workshop" переводится как "мастерская" Обычно на воркшопе есть один "ведущий", который определяет идею мастерской, группа участников воркшопа состоит обычно из 10 человек.

Как правило на воркшопах нет блока теоретической информации.

Обучающий момент здесь заключается в другом - участники присутствуют и участвуют в реальном процессе создания поделки, где "ведущему" нужно получить конкретный результат.

Кроме того, "ведущий" в кавычках, так как воркшоп - это действительно совместная, групповая работа. И каждый может предложить свою идею и реализовать её индивидуально.

 
Формы взаимодействия с родителями.docx (Скачать)

Кладова Марина Давидовна