2022

Планирование работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении


Успех работы по развитию речи детей во многом зависит от ка­чества ее планирования. Это утверждение основывается на сложив­шейся в науке системе взглядов, согласно которым речевое развитие ребенка осуществляется в процессе его общения с окружающими людьми, рассматривается как формирование индивидуальной языко­вой способности. И хотя это развитие характеризуется «самодвиже­нием», спонтанностью, оно обязательно предполагает педагогическое руководство. Педагог обязан, учитывая закономерности речевого развития на разных возрастных этапах индивидуальные особенно­сти детей, выбирать наиболее эффективные пути влияния на речь воспитанников.

Планирование работы по развитию речи есть, в сущности, про­ектирование становления и развития речи каждого ребенка, про­гнозирование динамики педагогического воздействия на речь и его результативности. Грамотно спланированная и творчески выпол­ненная работа — гарантия не только интеллектуально-речевого, но и общего развития ребенка.

На современном этапе в связи с созданием новых типов дошколь­ных учреждений, введением новых требований к структуре и содер­жанию общеобразовательной программы дошкольного образования, изменившимися условиями реализации и вариативностью про­грамм развития речи вопросы планирования решаются по-разному. В методическом обеспечении каждой программы есть конкретные рекомендации к планированию образовательной работы, которые обусловлены ее своеобразием.

Вместе с тем в методике сложились принципы планирования работы по развитию речи, отражающие объективно существующие закономерности и логику речевого развития детей и в силу этого ле­жащие в основе организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях любого вида и типа.

Среди них первостепенное значение имеют следующие принципы.

I. Реализация всех задач развития речи в их взаимосвязи. В пла­не должны найти отражение все разделы программы речевого раз­вития: воспитание звуковой культуры речи, формирование словаря и грамматического строя речи, развитие связной речи, формирование элементарного осознания явлений языка и речи, ознакомление с художественной литературой. Работа должна планироваться таким образом, чтобы результаты усвоения языка как системы использова­лись детьми в конечном итоге в форме связных высказываний.

2. Деятельностный подход к планированию работы. Работа должна планироваться с учетом особенностей становления и развития ком­муникативной деятельности и осуществляться в процессе общения воспитателя с детьми во всех видах деятельности Организованное обучение родной речи должно основываться на самостоятельности и активности детей и связываться с их бытом, игрой, трудом.

Последовательное нарастание требований к речи детей, услож­нение содержания, методов и приемов речевой работы по мере про­движения в усвоении материала.

Индивидуальный подход к детям. Необходимость его опреде­ляется тем, что каждый ребенок уникален. Процесс усвоения род­ного языка у одних детей идет быстрее, у других — медленнее. По- разному складывается и речевое общение ребенка с окружающими людьми. Воспитатель должен уделять внимание не только детям, отстающим в развитии речи, но и одаренным, проявляющим осо­бый интерес к явлениям языка и речи. Поэтому при планировании работы следует учитывать не только возрастные показатели, но и индивидуальное речевое развитие, данные диагностики речевого развития детей.

Учет конкретных условий. К конкретным условиям можно отне­сти особенности речевого окружения детей (характер общения в се­мье, обилие контактов со сверстниками и детьми другого возраста, местный диалект и т.д.), условия детского дошкольного учреждения, национальные традиции региона.

Систематичность педагогического воздействия на речь, пред­полагающая планомерность работы по всем разделам программы, регулярность использования упорядоченного многообразия педагогических средств, помогающих ребенку усваивать родной язык.

Названные принципы, в совокупности с общедидактическими, определяют характер планирования.

Планирование предполагает следующую логику:

определить стратегию работы по развитию речи детей на дли­тельный отрезок времени (год, полгола): основные задачи работы, средства и способы их решения, необходимые условия;

осуществить отбор содержания работы по развитию речи на основе программных требований, данных об уровне речевого разви­тия детей конкретной группы, региональных и местных особенностей ид .;

наметить конкретные формы работы, мероприятия для реали­зации поставленных ?адач по всем разделам работы с детьми и ро­дителями, обеспечивая единство требований;

предусмотреть способы и формы контроля усвоения намечен­ного содержания, методы изучения особенностей речевого развития детей (диагностика, мониторинг);

на основе полученных результатов, реального продвижения вос­питанников в усвоении родного языка и навыков речевого общения осуществлять корректировку намеченного плана, наметить перспек­тивы дальнейшей работы.

Виды планирования

В современных дошкольных учреждениях утвердились три основных вида планирования: перспективное, календарно- перспективное, календарное.

Перспективный план определяет основные направления в работе воспитателя на месяц и более. Он учитывает взаимосвязь между раз­личными разделами, обеспечивает систематичность и последователь­ность, единство в работе воспитателей группы. Устоявшихся норм и правил оформления перспективных планов нет. Важно, чтобы они не были громоздкими и излишне детализированными. В зависимости от того, на чем воспитатель акцентирует внимание — на отборе содержания или определении форм организации работы, — выби­рается форма планирования. Это могут быть перечни мероприятий, таблицы, схемы, картотеки, текстовые программы индивидуального развития или некоторые программы работы в группе на определен­ный отрезок времени (месяц, квартал, полугодие, год).

Работа по развитию речи включается в перспективные планы по реализации разных образовательных областей дошкольного учреждения. Например, при планировании работы с детьми по при­общению их к русской национальной культуре намечаются задачи и содержание развития речи дошкольников в процессе ознакомления их с устным народным творчеством, национальными традициями, природой родного края, народными праздниками, играми, развлече­ниями. Работа по развитию речи планируется в этом случае в разных видах образовательной деятельности детей (в процессе наблюдений, в развивающих диалогах и беседах, при чтении художественной литературы, заучивании стихотворений, фольклорных текстов, при проведении вечеров развлечений, народных и дидактических игр и т.д.).

Еще одним примером перспективного плана по развитию речи, который органически включает работу и по другим разделам про­граммы, является тематический план. В этом случае на неделю планируется одна главная тема, с учетом которой намечают свою работу все педагоги: воспитатели, логопед, музыкальный руково­дитель, педагоги дополнительного образования и др. Варианты тем многообразны: овощи, фрукты, времена года, одежда, обувь, посуда, игрушки, птицы (перелетные, зимующие), животные (домашние, дикие), новогодние праздники, предметы гигиены, город, улица и многие другие, выбор их определяется конкретными задачами воспитания и обучения. Например, темой второй недели октября может быть «Осень». Содержание темы отражается в плане в раз­делах: чтение художественной литературы («Мир книг»), обучение рассказыванию («Речецветик»), дидактические игры и упражнения, другие виды деятельности.

Занятия чаще всего носят комплексный характер, строятся по еди­ному сюжету. Например, на занятии по теме «В гости осень к нам пришла» решаются следующие задачи: закрепить представле­ния о приметах осени; упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе, в образовании прилагательных от существительных; побуждать детей к словотворчеству учить упо­треблять сравнения, подбирать синонимы; развивать интонационную выразительность речи; продолжать формировать умения составлять описательные монологи.

С этой целью планируются:

дидактическая игра «Спор фруктов» (составление описаний);

словесная ифа «С какого дерева лист?»;

объяснение образования слова «листопад»;

чтение стихотворения о листопаде;

придумывание новых слов по аналогии;

упражнение «Подбор парных картинок» (употребление в речи сравнений);

ручной труд «Изготовление Колобка ,

придумывание сказки «Приключения Колобка в городе».

Дидактические игры и упражнения также планируются на не­делю с учетом темы, проводятся в разное время дня на прогулках и в групповой комнате. В соответствии с темой недели «Осень» могут проводиться игры: «Подбери слова» (учить детей подбирать определения и слова, обозначающие действия, к заданным словам); «Скажи точнее» (учить детей образовывать прилагательные от слова «Осень»); «До-между-за» (закреплять представления о временах года, упражнять в ориентации во времени).

Другие виды деятельности (художественная, музыкальная, физ­культурная и др.) имеют разные возможности для решения речевых задач и планируются также с учетом темы недели. На вторую неделю октября можно наметить игру-путешествие «В осеннем лесу», в про­цессе которой закреплять представления детей об осенних изменени­ях в природе. Можно предложить рисование на тему «Осень», учить детей комментировать свои рисунки.

Как показывает практика, воспитателям старших групп целе­сообразно намечать перспективный план по обучению детей моно­логической речи, поскольку эта часть программы требует особого внимания В плане можно предусмотреть тематику связных выска­зываний, чередование типов связных высказываний, последователь­ность приемов обучения

Целесообразно составлять перспективные планы индивидуальной работы с детьми, которые представляют собой индивидуальные программы развития.

На полугодие или на год целесообразно планировать работу с семьей по созданию благоприятной для речевого развития ребенка среды (просветительская работа с родителями, методическая помощь семье, привлечение родительского актива к организации коллектив­ных форм работы с детьми по развитию речи и т.д.).

Составление перспективных планов ограждает воспитателя от стихийности, случайности в работе, от механического заимствования имеющихся в педагогической литературе отдельных методических разработок. Следует подчеркнуть, что перспективное планирование требует глубокого осмысления закономерностей развития речи, сущ­ности решаемых задач и знания разнообразных форм и методов их реализации.

Календарно-перспективное планирование сочетает в себе эле­менты перспективного и календарного планов и ведется с учетом времени года.

По мнению многих педагогов, при таком планировании удобно использовать картотеку, наблюдений, игр, дидактических рече­вых упражнений, развлечений, фольклорных текстов и т.д. Кроме содержания работы на карточках указываются воспитательно- образовательные задачи, которые решаются с использованием дан­ного материала. Планируя работу на месяц, воспитатель отбирает из разных картотек нужные разработки (конспекты, планы, сценарии), а также тексты художественных произведений, упражнения, игры и выстраивает их в определенной последовательности, отмечая при этом на отобранных карточках даты и время проведения мероприя­тий, использования дидактического и художественного материала.

При календарно-перспективном планировании в конце месяца воспитатели смотрят, все ли задачи реализованы. Если задачи реали­зованы не полностью, карточки переставляются в следующий месяц, а картотеку дополняют новыми играми, упражнениями, дидактиче­скими материалами.

При планировании индивидуальной работы в этих планах в со­ответствии с указанным видом и формами индивидуальной работы можно проставлять имена детей.

Заблаговременное определение порядка, последовательности осу­ществления работы с детьми в течение дня с указанием необходимых условий, средств, форм и методов составляет сущность календарного планирования.

На утренние часы планируют: коллективные и индивидуальные разговоры педагога с детьми, преследующие цель формирования умений разговорной речи, навыков культуры речевого общения, расширение кругозора детей; чтение художественной литературы, по­вторение стихотворений, рассматривание иллюстраций, деятельность в уголке книги по желанию детей; разнообразные дидактические игры и лексические упражнения.

В план прогулки можно включать словарную работу в процессе наблюдений труда детей на участке; работу по звуковой культуре речи в ходе подвижных игр; дидактические игры и упражнения по различным разделам программы речевого развития; индивидуальную работу с детьми; коллективные и индивидуальные разговоры на за­данную тему; развивающие диалоги; приемы руководства речевым общением детей со сверстниками (можно предложить детям тему для речевого общения, материал для совместной деятельности, дать образцы обращения с просьбой, предложением, советом).

Вечер — удобное время для развлечений, подготовки и проведения игр-драматизаций и инсценировок, индивидуальной работы с детьми по различным разделам программы.

По своему усмотрению воспитатель распределяет основные фор­мы работы с детьми в течение дня. Не надо забывать, что запла­нированная работа по развитию речи в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей должна предлагаться детям ненавязчиво и проходить непринужденно. Она не должна подавлять самостоятельную речевую активность детей и остальные виды дея­тельности.

В практике сложились определенные трбования к оформ­лению плана. Рекомендуется указывать:

название вида работы;

задачи, которые предстоит решить (в том числе обязательно содержание главной речевой задачи, например речевые умения, которые необходимо сформировать, перечень слов для введения в детский словарь или перечень звуков и труднопроизносимых звукосочетаний);

дидактический материал;

последовательный ход работы;

способ организации детей (работа со всей группой, с подгруппой, с определенными детьми; за столами, на коврике, со сменой места и расположения детей).

Педагогическая работа с детьми требует не только планирования, но и постоянного анализа, который должен быть направлен в первую оче­редь на выявление причин, определивших тот или иной результат. Поэто­му необходимо вести учет работы, который представляет собой анализ и оценку воспитателем своей деятельности и достижений детей.

Полезно делать краткие записи в дневнике педагога ежедневно в конце дня. В таком учете отражается общая оценка деятельности детей (выполнили задание легко, без затруднений или оно оказалось трудным, неинтересным; требуется повторение материала со всеми или отдельными детьми; с некоторыми детьми, имена которых указы­ваются, необходимо дополнительно позаниматься и т.п.). Основная цель такого учета — отразить эффективность проделанной работы, чтобы в конце месяца на основе анализа этих записей наметить план на дальнейшее.

Результаты анализа могут быть отражены в форме таблиц, карт речевого развития детей.

В конце квартала (года) педагог может подвести итоги работы по некоторым разделам. Если требуется получить недостающие сведения о степени усвоения материала отдельными детьми, проводится до­полнительное обследование их речи. Итоги работы следует обсудить со вторым воспитателем группы, с методистом, заведующей.

В настоящее время происходит поиск новых, более удобных форм учета, способов фиксации достижений детей и эффективности ра­боты воспитателя. И в то же время наблюдается недооценка педаго­гами важности учета и анализа работы. Главная роль в организации систематического, грамотного анализа педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении принадлежит методисту. Воспитателей необходимо обучать «технике» учета, аргументирова­но показывать, что глубокий, всесторонний анализ эффективности педагогического воздействия на речь детей — важнейшее условие успешного речевого развития воспитанников.

Умение анализировать работу, адекватно оценивать результатив­ность собственной деятельности, изучать индивидуальные особен­ности воспитанников, ставить обоснованные цели и планировать педагогический процесс на диагностической основе является про­фессиональной обязанностью педагога.

Планирование работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении.docx (Скачать)