-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
2022
Планирование работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении

Успех работы по развитию речи детей во многом зависит от качества ее планирования. Это утверждение основывается на сложившейся в науке системе взглядов, согласно которым речевое развитие ребенка осуществляется в процессе его общения с окружающими людьми, рассматривается как формирование индивидуальной языковой способности. И хотя это развитие характеризуется «самодвижением», спонтанностью, оно обязательно предполагает педагогическое руководство. Педагог обязан, учитывая закономерности речевого развития на разных возрастных этапах индивидуальные особенности детей, выбирать наиболее эффективные пути влияния на речь воспитанников.
Планирование работы по развитию речи есть, в сущности, проектирование становления и развития речи каждого ребенка, прогнозирование динамики педагогического воздействия на речь и его результативности. Грамотно спланированная и творчески выполненная работа — гарантия не только интеллектуально-речевого, но и общего развития ребенка.
На современном этапе в связи с созданием новых типов дошкольных учреждений, введением новых требований к структуре и содержанию общеобразовательной программы дошкольного образования, изменившимися условиями реализации и вариативностью программ развития речи вопросы планирования решаются по-разному. В методическом обеспечении каждой программы есть конкретные рекомендации к планированию образовательной работы, которые обусловлены ее своеобразием.
Вместе с тем в методике сложились принципы планирования работы по развитию речи, отражающие объективно существующие закономерности и логику речевого развития детей и в силу этого лежащие в основе организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях любого вида и типа.
Среди них первостепенное значение имеют следующие принципы.
I. Реализация всех задач развития речи в их взаимосвязи. В плане должны найти отражение все разделы программы речевого развития: воспитание звуковой культуры речи, формирование словаря и грамматического строя речи, развитие связной речи, формирование элементарного осознания явлений языка и речи, ознакомление с художественной литературой. Работа должна планироваться таким образом, чтобы результаты усвоения языка как системы использовались детьми в конечном итоге в форме связных высказываний.
2. Деятельностный подход к планированию работы. Работа должна планироваться с учетом особенностей становления и развития коммуникативной деятельности и осуществляться в процессе общения воспитателя с детьми во всех видах деятельности Организованное обучение родной речи должно основываться на самостоятельности и активности детей и связываться с их бытом, игрой, трудом.
Последовательное нарастание требований к речи детей, усложнение содержания, методов и приемов речевой работы по мере продвижения в усвоении материала.
Индивидуальный подход к детям. Необходимость его определяется тем, что каждый ребенок уникален. Процесс усвоения родного языка у одних детей идет быстрее, у других — медленнее. По- разному складывается и речевое общение ребенка с окружающими людьми. Воспитатель должен уделять внимание не только детям, отстающим в развитии речи, но и одаренным, проявляющим особый интерес к явлениям языка и речи. Поэтому при планировании работы следует учитывать не только возрастные показатели, но и индивидуальное речевое развитие, данные диагностики речевого развития детей.
Учет конкретных условий. К конкретным условиям можно отнести особенности речевого окружения детей (характер общения в семье, обилие контактов со сверстниками и детьми другого возраста, местный диалект и т.д.), условия детского дошкольного учреждения, национальные традиции региона.
Систематичность педагогического воздействия на речь, предполагающая планомерность работы по всем разделам программы, регулярность использования упорядоченного многообразия педагогических средств, помогающих ребенку усваивать родной язык.
Названные принципы, в совокупности с общедидактическими, определяют характер планирования.
Планирование предполагает следующую логику:
определить стратегию работы по развитию речи детей на длительный отрезок времени (год, полгола): основные задачи работы, средства и способы их решения, необходимые условия;
осуществить отбор содержания работы по развитию речи на основе программных требований, данных об уровне речевого развития детей конкретной группы, региональных и местных особенностей ид .;
наметить конкретные формы работы, мероприятия для реализации поставленных ?адач по всем разделам работы с детьми и родителями, обеспечивая единство требований;
предусмотреть способы и формы контроля усвоения намеченного содержания, методы изучения особенностей речевого развития детей (диагностика, мониторинг);
на основе полученных результатов, реального продвижения воспитанников в усвоении родного языка и навыков речевого общения осуществлять корректировку намеченного плана, наметить перспективы дальнейшей работы.
В современных дошкольных учреждениях утвердились три основных вида планирования: перспективное, календарно- перспективное, календарное.
Перспективный план определяет основные направления в работе воспитателя на месяц и более. Он учитывает взаимосвязь между различными разделами, обеспечивает систематичность и последовательность, единство в работе воспитателей группы. Устоявшихся норм и правил оформления перспективных планов нет. Важно, чтобы они не были громоздкими и излишне детализированными. В зависимости от того, на чем воспитатель акцентирует внимание — на отборе содержания или определении форм организации работы, — выбирается форма планирования. Это могут быть перечни мероприятий, таблицы, схемы, картотеки, текстовые программы индивидуального развития или некоторые программы работы в группе на определенный отрезок времени (месяц, квартал, полугодие, год).
Работа по развитию речи включается в перспективные планы по реализации разных образовательных областей дошкольного учреждения. Например, при планировании работы с детьми по приобщению их к русской национальной культуре намечаются задачи и содержание развития речи дошкольников в процессе ознакомления их с устным народным творчеством, национальными традициями, природой родного края, народными праздниками, играми, развлечениями. Работа по развитию речи планируется в этом случае в разных видах образовательной деятельности детей (в процессе наблюдений, в развивающих диалогах и беседах, при чтении художественной литературы, заучивании стихотворений, фольклорных текстов, при проведении вечеров развлечений, народных и дидактических игр и т.д.).
Еще одним примером перспективного плана по развитию речи, который органически включает работу и по другим разделам программы, является тематический план. В этом случае на неделю планируется одна главная тема, с учетом которой намечают свою работу все педагоги: воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования и др. Варианты тем многообразны: овощи, фрукты, времена года, одежда, обувь, посуда, игрушки, птицы (перелетные, зимующие), животные (домашние, дикие), новогодние праздники, предметы гигиены, город, улица и многие другие, выбор их определяется конкретными задачами воспитания и обучения. Например, темой второй недели октября может быть «Осень». Содержание темы отражается в плане в разделах: чтение художественной литературы («Мир книг»), обучение рассказыванию («Речецветик»), дидактические игры и упражнения, другие виды деятельности.
Занятия чаще всего носят комплексный характер, строятся по единому сюжету. Например, на занятии по теме «В гости осень к нам пришла» решаются следующие задачи: закрепить представления о приметах осени; упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе, в образовании прилагательных от существительных; побуждать детей к словотворчеству учить употреблять сравнения, подбирать синонимы; развивать интонационную выразительность речи; продолжать формировать умения составлять описательные монологи.
С этой целью планируются:
дидактическая игра «Спор фруктов» (составление описаний);
словесная ифа «С какого дерева лист?»;
объяснение образования слова «листопад»;
чтение стихотворения о листопаде;
придумывание новых слов по аналогии;
упражнение «Подбор парных картинок» (употребление в речи сравнений);
ручной труд «Изготовление Колобка ,
придумывание сказки «Приключения Колобка в городе».
Дидактические игры и упражнения также планируются на неделю с учетом темы, проводятся в разное время дня на прогулках и в групповой комнате. В соответствии с темой недели «Осень» могут проводиться игры: «Подбери слова» (учить детей подбирать определения и слова, обозначающие действия, к заданным словам); «Скажи точнее» (учить детей образовывать прилагательные от слова «Осень»); «До-между-за» (закреплять представления о временах года, упражнять в ориентации во времени).
Другие виды деятельности (художественная, музыкальная, физкультурная и др.) имеют разные возможности для решения речевых задач и планируются также с учетом темы недели. На вторую неделю октября можно наметить игру-путешествие «В осеннем лесу», в процессе которой закреплять представления детей об осенних изменениях в природе. Можно предложить рисование на тему «Осень», учить детей комментировать свои рисунки.
Как показывает практика, воспитателям старших групп целесообразно намечать перспективный план по обучению детей монологической речи, поскольку эта часть программы требует особого внимания В плане можно предусмотреть тематику связных высказываний, чередование типов связных высказываний, последовательность приемов обучения
Целесообразно составлять перспективные планы индивидуальной работы с детьми, которые представляют собой индивидуальные программы развития.
На полугодие или на год целесообразно планировать работу с семьей по созданию благоприятной для речевого развития ребенка среды (просветительская работа с родителями, методическая помощь семье, привлечение родительского актива к организации коллективных форм работы с детьми по развитию речи и т.д.).
Составление перспективных планов ограждает воспитателя от стихийности, случайности в работе, от механического заимствования имеющихся в педагогической литературе отдельных методических разработок. Следует подчеркнуть, что перспективное планирование требует глубокого осмысления закономерностей развития речи, сущности решаемых задач и знания разнообразных форм и методов их реализации.
Календарно-перспективное планирование сочетает в себе элементы перспективного и календарного планов и ведется с учетом времени года.
По мнению многих педагогов, при таком планировании удобно использовать картотеку, наблюдений, игр, дидактических речевых упражнений, развлечений, фольклорных текстов и т.д. Кроме содержания работы на карточках указываются воспитательно- образовательные задачи, которые решаются с использованием данного материала. Планируя работу на месяц, воспитатель отбирает из разных картотек нужные разработки (конспекты, планы, сценарии), а также тексты художественных произведений, упражнения, игры и выстраивает их в определенной последовательности, отмечая при этом на отобранных карточках даты и время проведения мероприятий, использования дидактического и художественного материала.
При календарно-перспективном планировании в конце месяца воспитатели смотрят, все ли задачи реализованы. Если задачи реализованы не полностью, карточки переставляются в следующий месяц, а картотеку дополняют новыми играми, упражнениями, дидактическими материалами.
При планировании индивидуальной работы в этих планах в соответствии с указанным видом и формами индивидуальной работы можно проставлять имена детей.
Заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления работы с детьми в течение дня с указанием необходимых условий, средств, форм и методов составляет сущность календарного планирования.
На утренние часы планируют: коллективные и индивидуальные разговоры педагога с детьми, преследующие цель формирования умений разговорной речи, навыков культуры речевого общения, расширение кругозора детей; чтение художественной литературы, повторение стихотворений, рассматривание иллюстраций, деятельность в уголке книги по желанию детей; разнообразные дидактические игры и лексические упражнения.
В план прогулки можно включать словарную работу в процессе наблюдений труда детей на участке; работу по звуковой культуре речи в ходе подвижных игр; дидактические игры и упражнения по различным разделам программы речевого развития; индивидуальную работу с детьми; коллективные и индивидуальные разговоры на заданную тему; развивающие диалоги; приемы руководства речевым общением детей со сверстниками (можно предложить детям тему для речевого общения, материал для совместной деятельности, дать образцы обращения с просьбой, предложением, советом).
Вечер — удобное время для развлечений, подготовки и проведения игр-драматизаций и инсценировок, индивидуальной работы с детьми по различным разделам программы.
По своему усмотрению воспитатель распределяет основные формы работы с детьми в течение дня. Не надо забывать, что запланированная работа по развитию речи в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей должна предлагаться детям ненавязчиво и проходить непринужденно. Она не должна подавлять самостоятельную речевую активность детей и остальные виды деятельности.
В практике сложились определенные трбования к оформлению плана. Рекомендуется указывать:
название вида работы;
задачи, которые предстоит решить (в том числе обязательно содержание главной речевой задачи, например речевые умения, которые необходимо сформировать, перечень слов для введения в детский словарь или перечень звуков и труднопроизносимых звукосочетаний);
дидактический материал;
последовательный ход работы;
способ организации детей (работа со всей группой, с подгруппой, с определенными детьми; за столами, на коврике, со сменой места и расположения детей).
Педагогическая работа с детьми требует не только планирования, но и постоянного анализа, который должен быть направлен в первую очередь на выявление причин, определивших тот или иной результат. Поэтому необходимо вести учет работы, который представляет собой анализ и оценку воспитателем своей деятельности и достижений детей.
Полезно делать краткие записи в дневнике педагога ежедневно в конце дня. В таком учете отражается общая оценка деятельности детей (выполнили задание легко, без затруднений или оно оказалось трудным, неинтересным; требуется повторение материала со всеми или отдельными детьми; с некоторыми детьми, имена которых указываются, необходимо дополнительно позаниматься и т.п.). Основная цель такого учета — отразить эффективность проделанной работы, чтобы в конце месяца на основе анализа этих записей наметить план на дальнейшее.
Результаты анализа могут быть отражены в форме таблиц, карт речевого развития детей.
В конце квартала (года) педагог может подвести итоги работы по некоторым разделам. Если требуется получить недостающие сведения о степени усвоения материала отдельными детьми, проводится дополнительное обследование их речи. Итоги работы следует обсудить со вторым воспитателем группы, с методистом, заведующей.
В настоящее время происходит поиск новых, более удобных форм учета, способов фиксации достижений детей и эффективности работы воспитателя. И в то же время наблюдается недооценка педагогами важности учета и анализа работы. Главная роль в организации систематического, грамотного анализа педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении принадлежит методисту. Воспитателей необходимо обучать «технике» учета, аргументировано показывать, что глубокий, всесторонний анализ эффективности педагогического воздействия на речь детей — важнейшее условие успешного речевого развития воспитанников.
Умение анализировать работу, адекватно оценивать результативность собственной деятельности, изучать индивидуальные особенности воспитанников, ставить обоснованные цели и планировать педагогический процесс на диагностической основе является профессиональной обязанностью педагога.
Поделиться в социальных сетях:
Планирование работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении

ВНИМАНИЕ!
Срок действия лицензии окончен 18.10.2024
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администратором по телефону 88007757147