2023

Нейроигры. Полезная зарядка для мозга

Нейропсихология — это наука, изучающая психические процессы, происходящие в головном мозге. Для успешного развития и обучения ребенка одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве межполушарного взаимодействия.

Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина трудностей в обучении детей. При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое из которых постигает внешний мир по-своему.

Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счёт, способность к анализу. Доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения.

Для детей с нарушениями речи характерно выраженное нарушение межполушарного взаимодействия. Для помощи детям в коррекции используются нейроигры.

Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Нейропсихологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Нейроигры рекомендованы детям:

  • Склонным к импульсивным, случайным реакциям;
  • Испытывающим трудности в усвоении инструкций и правил;
  • Часто отвлекаются и не удерживают внимание;
  • «Застревают» и не могут переключиться с неправильного способа выполнения задания на правильный.
  • Со сниженной общей работоспособностью, повышенной утомляемостью, рассеянностью;
  • Нарушением мыслительной деятельности;
  • С недостатками в речевом развитии;
  • Со сниженной функцией внимания и памяти;
  • С несформированным пространственным представлением;
  • С недостаточностью саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности и т.д.

Нейропсихологические упражнения для детей противопоказаны при таких заболеваниях:

  • Эпилепсия;
  • Генетические симптомы;
  • Психические расстройства.

Нейроигры:

  • помогают осознанию собственной телесной активности, улучшают контакт с телом;
  • развивают моторику рук,
  • развивают моторное планирование;
  • способствуют формированию внимания, развития самоконтроля;
  • формируют удержание двигательных программ.

Во время игр дети учатся общаться друг с другом, развивают свое внимание, ловкость.

Данные игровые сеансы помогают синхронизации работы полушарий мозга, что повышает его функциональные возможности. Задача состоит в том, чтобы довести каждый из этапов до автоматизма.

Такие разнообразные нейроигры будут полезны детям, развитие которых соответствует возрастной норме, а также могут использоваться как вторичная психопрофилактическая работа по сопровождению детей с ОВЗ при проведении логопедических, психокоррекционных, общеразвивающих занятий.